В
московском издательстве «Пробел-2000» выходит собрание богослужебных
текстов и псалмов, переведенных с церковнославянского и древнееврейского
языков на русский поэтом Анри Волохонским.
В
книгу кроме избранных псалмов входят Литургии Иоанна Златоуста и
Василия Великого, Таинства Крещения и Брака, собрание воскресных
тропарей и кондаков, а также Чин краткой службы поминовения усопших. COLTA.RU публикует предисловие к книге Ольги Седаковой и перевод Благословения воды из Таинства Крещения.
Георгий
Федотов, размышляя о переводе церковнославянского богослужения на
современный русский, предполагал, что такое было бы возможно только в
том случае, если бы за перевод взялся настоящий поэт, при этом человек
церковный и обладающий большой филологической культурой. Соединение трех
таких свойств в одном лице — вещь почти невероятная. Но звезды сошлись.
Анри Волохонский и оказался таким почти невероятным переводчиком. Я
думаю, нас можно поздравить с его переводом.
Но
начну я с попытки объяснить, в чем, собственно, особая трудность
перевода церковнославянских богослужебных текстов на русский язык.
Почему он труден так, что эта задача может показаться неисполнимой.
Прежде
всего, между русским и церковнославянским языками в традиции русской
культуры сложились чрезвычайно своеобразные отношения. Русский и
славянский (так обычно называют в обиходе церковнославянский) никогда не
воспринимались как два «параллельных» языка, как, скажем, русский и
французский, так что в самом факте перевода с одного языка на другой не
представлялось бы ничего чрезвычайного. Но употребление русского языка и
славянского было взаимоисключающим: там, где действует славянский,
русский молчит — и наоборот. Так что переводить со славянского на
русский означало бы переводить со «священного» языка на «профанный». Но
даже это не единственная трудность в отношении двух языков. Весь словарь
высокого регистра в русском языке просто позаимствован из славянского.
Но слова эти часто решительно изменили значение. Перевести литургические
тексты на «высокий русский» с обилием славянизмов было бы большим
смещением: язык этих текстов воспринимался бы тогда как музейный и
напыщенный — чего совершенно нет в оригинале. Оригинал — там, где он
понятен, — трогает как простое и живое слово. Но перевод на «обычный»
современный русский неминуемо воспринимался бы как снижение и порой даже
как пародия.
Другая
фундаментальная трудность такого перевода состоит в том, что
литургические тексты — это поэзия, причем поэзия особого рода. Почти все
богослужебные молитвы и гимны — это переводы с греческого; новые
писались по их прописям. Византийская поэзия — сложная, риторичная,
построенная по принципу
πλέκειν [1],
то есть «извития» или «плетения словес». За этим риторическим термином
стоит образ сплетания венка (победителю), венка из слов. В русской
словесности такой поэзии не было. Мы привыкли к ней только в славянском
обличье. Ее «извития» (хитроумный порядок слов, инверсии) придется
упрощать, иначе и по-русски эти стихи окажутся непонятными.
Из
того, что богослужебные тексты принадлежат поэзии, следует несколько
важнейших вещей. Прежде всего, необходимость красоты словесного
построения — не как внешней по отношению к «смыслу» текста, а как
относящейся к самому глубокому слою этого смысла. Некрасиво сказанные,
эти тексты перестают значить то, что они значили. Они становятся
бессильными. Красота — это непосредственная сила смысла, можно сказать,
его воля и убедительность. Одна из главных примет этой словесной красоты
— ритм. Как известно, многие византийские гимны были написаны
регулярным стихом, который славянские переводчики не стали имитировать.
Но это не значит (как думают некоторые исследователи), что то, что в
результате получилось на славянском, — просто подстрочник. Славянский
текст явно следует каким-то сложным законам ритмики и эвфонии; это
молитвословный стих, природа которого до сих пор не выяснена
стиховедами. Один пример ритмического устройства: формула «Ныне и присно
и во веки веков». Анри Волохонский передает ее так: «Ныне, навек и во
веки веков» — отлично! В одном из новейших русских переводов мы читаем
на этом месте: «Ныне и всегда и на веки веков». На этом «и всегда» мы
как будто падаем в ритмическую яму. «Присно», несомненно, значит
«всегда». Но гораздо больше значит, что речь идет о какой-то особой
непреходящести, которую ритм ударных слогов и повторов выражает прямее,
чем то или другое слово. Формульный, почти заклинательный смысл ритма
пропал. Быть может, как раз современный поэт, привыкший к нерегулярным
ритмам верлибра, больше способен создать что-то подобное молитвословному
стиху, чем поэты классического ХIХ века.
Но
то, что в поэтическом высказывании не менее важно, чем словесная
красота и ритм, — это его особые отношения со смыслом. Переводчик
неизбежно толкует то, что он переводит. Каждый перевод — уже
истолкование. Но переводчик, воспитанный на прозаическом понимании,
будет «толковать до конца», «до полной понятности», до некоторого
однозначного смысла. Даже если этот «окончательный» смысл действительно
заключен в словах литургического стиха, им дело не ограничивается.
Поэтический смысл отнюдь не смутен и не приблизителен, он по-своему
точен. Но в нем непременно есть открытость, есть семантический простор,
есть некоторая неустранимая странность. Он, словами Блока, закутан «в
цветной туман»:
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
Поэтический
простор, странность и радугу смысла несут в себе и слова литургических
текстов. Это нисколько не противоречит тому, что литургические тексты —
не светская лирика, а поэтическое изложение догматики.
И
теперь, перечислив только некоторые из трудностей, останавливающих
того, кто хотел бы переводить с церковнославянского, я с удивлением и
радостью могу сказать: Анри Волохонский с ними справился! Тонкий поэт,
знающий цену слову и ритму, он соединяет русские и оставшиеся
непереведенными славянские слова так, что мы узнаем все эти тексты как
родные. Они стали прозрачнее — но остались собой. Они звучат, они полны
многозначностью, они не теряют в красоте. Произвол, манерность,
капризные предпочтения, всяческие ремейки — все, чего со страхом и
скукой ждешь, открывая современный перевод, — всего этого и тени нет в
переводах Анри Волохонского. Он целомудренно работает с оригиналом.
Волохонский-поэт
обладает собственным, сразу узнаваемым словарем и метафорикой: но здесь
он как будто оставляет все это за дверьми. Ему помогает только самое
тонкое, самое сердцевинное в даре настоящего поэта: любовь к слову и к
молчанию.
Эти
тексты еще будут обсуждать. И я могла бы назвать некоторые места,
которые, по-моему, можно было бы перевести иначе. Но это другой
разговор. Главное найдено. Богослужебный текст на русском возможен.
Ольга Седакова
Благословение воды
(из Чина Крещения)
Священник (громко возглашает):
Велик Ты, Господи,
чу́дны дела Твои,
чтобы Твои воспеть чудеса,
не существует слов (трижды).
Все Твоею волею явлено в бытии из небытия,
Твоя держава держит Вселенную,
Твоим зодчеством зиждется мироздание.
Ты четыре начала в бытии сочетал,
сплел четыре времени лентою лет,
чтит Тебя любой разумный дух.
Тебе поет солнце — луна подпевает,
Тебя хвалят звезды, и внемлет свет,
Ты колеблешь бездны и реками повелеваешь,
а небо раскинул как яркую ткань.
Ты землю воздвиг на водах,
песком оградил море,
Ты вздохнул и выдохнул воздух,
воинства ангелов в высях Твоих ожидают велений,
хоры архангелов ниц пред Тобой простираются,
даже многоокие херувимы и шестикрылые серафимы,
паря перед самым троном, прячут в ужасе лица
от непроницаемого сиянья.
И Ты же, о Боже Сущий,
Безначальный, неописуемый, непостижимый,
И Ты на земле — как раб, в обличии человека.
Владыка милосердный, Ты не стерпел зрелища
сатанинского притеснения рода человеческого:
явился, спасая нас.
Итак, провозглашаем о благодати,
будем благодарить милость, объявим блаженное чудо:
человечество отныне свободно!
Лоно Девы стало
рожденьем Твоим свято,
вся тварь воспевает
Твое явленье в мире:
Ты — Бог — на земле явился,
Ты обитал с нами,
Ты освятил свыше
силой Святого Духа
воды Иордана
и сокрушил главы
змиев, там угнездившихся.
Итак, явись ныне,
О Царь человеколюбивый,
приди и воду эту
освяти Святым Твоим Духом (трижды):
дай ей благодать спасенья,
иорданово благословенье,
нетленья источником да будет она,
даруй ей дар освященья,
исцеленья недугов, грехов прощенья,
чтобы сама, наделенная ангельской мощью
и неприступная вражьему воинству,
бесов губила, и да бегут от нее
все, кто на это Твое
созданье, о Господи, клевещут,
ибо он Твое имя призвал,
дивное, славное и страшное врагам.
Трижды рисует на воде знак креста, дует и приговаривает:
Да погибнут под знаком Твоего креста
все враждебные воинства (трижды).
Молимся Тебе, Господи,
пусть рассеются немедля все неясные воздушные призраки,
и пусть не скрывается в этой воде темный демон,
да не овладеет приемлющим крещение бес коварный,
погружающий души во мрак и умы в буйство.
А Ты, властитель мира,
яви нам воду эту:
воду спасенья,
воду освящения,
очищение плоти и духа,
прощение прегрешений,
размыканье оков,
душам — просвещенье,
омовенье жизни вечной
для бытия, обновленного свыше,
дар усыновленья
и обновленья духа,
нетления одеянье,
жизни источник.
Ибо сказал Ты, Господи:
— Омойтесь — и станете чисты,
из душ ваших изгоните пороки.
Ибо Ты даровал нам новое рожденье свыше:
от воды и от Духа.
Явись, о Господи, в этой воде,
дай в ней приемлющему крещение преобразиться,
да оставит в ней прежнего человека,
в искусительных похотях истлевающего,
и в нового облачит себя,
обновленного сообразно подобию Создателя,
дабы, в крещении сливаясь
с образом Твоей смерти,
он и воскрес с Тобою
и, удержав дар Твоего Святого Духа
и возвратив с избытком залог Твоей благодати,
удостоился почести высшего призвания
среди первенцев, чьи имена в небесах
начертаны в Тебе, о Боже,
и в Господе нашем Иисусе Христе.
Ибо Тебе слава,
и власть, и честь, и поклонение
вместе с Отцом безначальным
и с Твоим Духом, святым,
благим и животворящим,
ныне, навек и во веки веков.
Аминь.
Мир всем.
Склоните головы перед Господом.
Перевод с церковнославянского Анри Волохонского
No comments:
Post a Comment
Guest comments MAYBE can be made by email.
joannahigginbotham@runbox.com
Anonymous comments will not be published. Daniel will not see unpublished comments. If you have a message for him, you need to contact him directly.
oregdan@hotmail.com