Again: This is shared, in both languages, with the permission of Vladyka Stefan.
Ответ Епископа Стефана
на Уведомление Синода РИПЦ Страница 1
Досточтимые Владыка Тихон и прочие Иерархи Синода РИПЦ:
Прочитав
Ваше Уведомление от 11/24 февраля 2016 г., я невольно обратил внимание
на непристойное вмешательство в дела чужой (моей) епархии, что строго
запрещено канонами. К тому же, Вы прибегли к клевете, что хуже, чем
вмешательство: Ваши публичные и ложные обвинения на Вашего собрата-епископа превосходят всякое приличие.
1) Когда
19 июня 2015 г. я подъехал к храму в Вусторе и зашел в церковь, я
встретил Арх. Тихона – одного, стоящего в притворе (службы не было). Я
поздоровался с ним и сразу же пригласил его к себе в Трентон послужить, а владыка Тихон ответил: «Нет, нет, никак не могу. У меня много приходов в России и Украине, приходится много объезжать и служить иерейским чином».
Вы,
владыка, решили в Вашем Уведомлении превратить моё приглашение в
подлость, говоря, что я с 2009 года ни разу не пригласил Вас... Возможно, о. Виктор Мелехов или кто-то другой сочинил эту клевету, но раз
Вы, владыка Тихон, подписали это Уведомление, то Вы являетесь если не
зачинщиком, то соучастником этой клеветы. А если же Вы подписали
Уведомление, не прочитав его, то всё написанное выеденного яйца не
стоит! Никакой отговорки от Вас не может быть. Вы ответственны за правду пред Богом и верующими!
2) А
подписали Вы (архиепископ Тихон, архиепископ Вениамин и секретарь о. В.
Мелехов) и другое лукавство: все Вы, включая иером. Поликарпа, присутствовали, когда я сделал доклад о жизни нашей епархии: о награждении митрой о. Иосифа Sunderland и Восточно-Американского
благочинного Прот. Сергия Клестова. Обсуждал с Вами и другие вопросы: я
Вам рассказал, например, что в Неделю Православия мы анафематствуем
Сергиян, а Вы, владыка Тихон, воспрепятствовали этому, говоря, что
такого постановления не было... Помните?? А меня обвиняете: «Мы давно не
получали от Вас сведений о Вашей деятельности, как епархиального
архиерея». Что это, если не сведения о моей деятельности при первой же встрече с Вами? Для чего все эти нелепые обвинения?? Это простительно только, если у Вас появились признаки склероза, (а у кого из нас в нашем возрасте память уже «не та»?) и Вы не помните, что было сказано мною полгода тому назад. В таком случае Вам бы следовало пересмотреть Ваш засекреченный Протокол этого заседания, прежде чем ставить мне это в обвинение... Или этот протокол вообще не существует??
3) В синодальном документе о Воссоздании Церковного органа управления РПЦЗ (2008 г.) сказано: «Необходимость и время проведения Совещания или Собора должны определить сами зарубежные... под началом Преосв. Епископа Стефана...»
А Вы обвиняете меня в том, что я не собираю своих пастырей по какому-то Вами определяемому сроку.
Существует такое выражение на английском языке: «Бросать разные обвинения о стенку с надеждою, что какие-то из них прилипнут». Не этим ли Вы занимаетесь??
Всё это свидетельствует о том, что мы с Вами – не равные собратья-епископы во Христе. Это видно определенно из содержания Вашего Уведомления. Вы
создали какой-то публичный форум и, как властные князья, воссели на
своих судебных престолах, требуя от меня отчёта о моих содеянных или не
содеянных делах...
«Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда...» (Лук.6:42).
Епископ Гермоген, который, как мне известно, за 14 лет своего епископства не провел ни одного епархиального
собрания, упрекает меня. Он только один раз недавно сделал совещание, и
то только виртуально, чтобы составить текст заявления своей епархии о
том, что «цели русских православных людей и путинского режима
совпадают».
4) В тот же день (19-го июня), в присутствии всех Вас я объяснил,
что мне нужно ехать обратно в Трентон, чтобы не оставить верующих без
службы в день Господень (воскресение) и исполнить другие требы, панихиды
и пр. К тому же, никакого праздника не было там у вас в то воскресение.
Вы прекрасно знаете, что я сказал это всем Вам вслух! А Вы пишете, что я «не захотел остаться, сославшись на какие-то свои дела».
Не наглый ли это упрёк пред миром от всех Вас, подписавшихся, что я,
мол, нехорошо поступил, что соизволил вернуться в свой храм служить. Вы
считаете, что священническое/епископское служение литургии – это
«какие-то свои дела»? Это не только вмешательство в дела чужой епархии, а
настоящее лукавство.
Так
как Вы соизволили упрекать меня публично, то я пишу это опровержение
также публично, чтобы все видели, что Ваше Уведомление пропитано ложью!
Да, служение Богу и Его святой Церкви в моей епархии, к тому же еще и
епархии Русской Зарубежной Церкви, а не РИПЦ, – это моё дело... не Ваше, и Вы не имеете права ставить мне это в какую-то провинность.
Скажите, пожалуйста: для чего Вы пишете все эти ложные обвинения, если Ваше «Уведомление» написано по случаю моей автономии?? Не для того ли, чтобы меня очернить?? И
Вы считаете, что я должен вернуться под такое Ваше церковное
управление?? Для уврачивания разделении следовало бы всем Вам – включая
вашего Секретаря – публично извиниться и попросить прощение.
5) Да, Зарубежная Церковь не считала себя автокефальной, но она была Автономной. Она никогда не зависела ни
от кого. Наоборот: Катакомбники в 60-х, 70-х и 80-х годах, хотя и не
имели контакта с нами, поминали Святителя Филарета Нью-Йоркскаго. Так
что, пожалуйста, не искажайте мои слова для того
чтобы укорить меня перед верующими. Вы пишете: «Иерархи РПЦЗ не заявляли, подобно Вам, так дерзновенно об автокефалии». Где я в моем Автономном Обращении употребил слово «автокефалия»?? Это ВЫ дерзновенно
приписываете мне «автокефалию», чтобы закопать меня. Вы приписали мне
суждения, которых нет в моем Заявлении (об отделении от Вашего Синода), и
эти измышленные Вами же суждения начинаете опровергать. Не так ли
поступала и Московская Патриархия по отношению к Зарубежной Церкви? «Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему» (Пс.118:85).
6) В документе о Воссоздании Церковного органа управления РПЦЗ, во втором параграфе, сказано: «Наша общая с зарубежным духовенством цель, помочь Зарубежной Церкви-сестре
в трудный период Ее жизни». И в Обращении-Призыве Архиепископа Тихона к
духовенству РПЦЗ от 18 апреля 2006 г. говорилось: Мы «считаем своим
долгом оказать Вам необходимую духовную и церковно-каноническую
поддержку со стороны Церкви-Сестры
на Родине. Но мы не хотим навязывать Вам свою волю, мы не хотим
подчинить зарубежные приходы Церкви в России... Вы можете рассчитывать
на наше участие в восстановлении Истинной Зарубежной Церкви, с которой
РИПЦ пребывала бы в братском общении как с Церковью-Сестрой».
А
в своем последнем распоряжении Вы прямым текстом потребовали от меня
пересмотреть свое «отношение к РИПЦ как к “Сестре-Церкви”». Что это?
Тонкий намёк на то, что Вы и в самом деле более не желаете быть в
«братском общении» со мной как архиереем Русской Зарубежной Церкви??
7) В
9-м параграфе «Уведомления» читаем: «Вы обязаны продолжать возношение
имени Председателя Синода Церкви, от Которой получили право на
автономию». В том-то и дело: я не получил от Вашего Синода право на
автономию! Дальнейшее разъяснение этого вопроса последует в конце моего Обращения.
8) Вы
пишете: «Мы получили от Вас недовольное письмо о том, что мы не
уведомляем Вас о делах, касающихся церковной жизни в России». Да,
верно... Одного примера достаточно: каждая хиротония во епископа –
серьёзное дело. По кандидату делается опрос всех преосвященных. Так
всегда было; так и должно быть! (Примечание:
Вы, владыка Тихон, здесь, в США, сделали опрос даже всех священников
касательно моей хиротонии в 2007 г., для чего было проведено в Трентоне
Северо-Американское совещание духовенства РПЦЗ, а тех, кто не смог
приехать, просили прислать письменно своё мнение). А о хиротонии
епископа Савватия я узнаю только неделю спустя от коллеги по семинарии,
который поздравил меня с прибавлением духовного семейства и тут же с
удивлением спросил: «Как это так, что ты не знал о хиротонии епископа
Савватия?? Ты же член их Синода!» Я ничего не имел против хиротонии
Владыки Савватия, и по сей день не имею. Но Ваше презрение ко мне как к
архиерею Русской Зарубежной Церкви сказалось ещё и в том, что Вы не
сочли нужным хотя бы извиниться за то, что «забыли» о моем существовании.
9) И
не только «в России», Вы считаете ненужным связываться со мною также и о
делах, касающихся нашей Зарубежной Церкви. Все верующие знают, и Вы с
о. В. Мелеховым должны знать, что на всё, что касается церковных и
епархиальных дел, испрашивается согласие и благословение от правящего
епископа, а Вы посчитали, что имеете власть над всеми без исключения и
на всех континентах. Например, 12 июня 2012 г. я получил от о. В.
Мелехова синодальный указ о том, что он назначен Вашим Синодом на должность Управляющего Финансами, с указанием, чтобы
он открыл банковский счет здесь, в моей епархии, и организовал сборы
средств на РИПЦ. В своём письме ко мне о. В. Мелехов не спрашивал
благословения... его обращение не было даже в виде вопроса, но в виде объявления.
Я воздержался от гнева и в приличной форме сообщил о. В. Мелехову и
Вам, что это не дело! (У меня хранятся копии всей этой переписки – если
кому нужно для справки).
Опять-таки; Вы не сочли нужным извиниться или хотя бы ответить
мне. Видимо, из-за обиды Вы с тех пор прекратили всякое общение со
мною... И это продолжается по сей день. Напомню Вам, что за последние
три года я ни разу не получил от Вас протоколы Синода, хотя считался до моего Заявления (11/24 ноября 2015 г.) членом Синода.
10) 13-й Антиохийский Канон запрещает устраивать церковные структуры в чужой епархии, и в синодальном документе о Воссоздании Церковного органа управления РПЦЗ Вами было сказано: «мы не создаем своих структур в зарубежье...» Тем не менее, Вы приоткрыли дверь здесь,
в Северо-Американской епархии, – несмотря на мой протест – для того,
как Вы льстиво сказали мне: «чтобы иметь поддержку из-за рубежа в случае
гонения в России». В Вашем последнем письме (март 2011 г.) Вы мне
написали: «Повторяюсь – главная мысль этого дела – возможная юридическая
и правовая защита русских архиереев в случае начала гонений в России, другой цели мы перед собой не ставим». Но Вы сразу же употребили эту «регистрацию» как ступеньку для создания «Синодольного подворья» со многими другими целями!.. При чем в Вашем Указе о создании Подворья (№ 001-С3) говорится: «Решением Ахриерейского Синода РИПЦ от 7/27 октября 2010 года, принятого с участием Епископа Стефана Трентонского...»
Простите за прямоту, Владыка, но Вы лжете! Никакого моего «участия» я не принимал в Вашем решении, и я никогда не одобрял создание Вашего Подвория на территории моей епархии. В этом же Указе написано: «с согласия Правящего Архиерея» Все Вы, епископы, и о. В. Мелехов, знаете, что по церковным законам никакого синодального подворья не может быть без согласия Правящего Архиерея.
Вы, Владыка Тихон, не можете представить Церкви документ, в котором я
одобрил это подворье - потому что такого документа не существует! Ваше подовороие незаконное потому, что я
никакого согласия не давал. Оно построено на лжи, и Вы продолжаете касательно этого лгать, да ещё прибавили в Вашем Уведомлении нахальство: «На территории ставропигии правящий архиерей не имеет власти».
11) Теперь касательно ставропигии:
узнаю случайно в прошлом году, что о. В. Мелехов называет свой храм
«собором», а Приход свой ставропигиальным. О. В. Мелехов объявил свой
Приход ставропигией самочинно, несмотря на то, что на Заседании
Архиерейского Синода РИПЦ от 15/28 июня 2008 г. было постановлено
следующее: о. В. Мелехов «просит для своих приходов в США (г. Вустер) и в
России (город Дмитров Московской обл.) статус ставропигии. Если мы их
примем, их приход в США должен быть только в
подчинении Вл. Стефана, приходу в Подмосковье можно дать статус
ставропигии, согласно решению Синода». Если же Синодом РИПЦ и был
приходу г. Вустер дан статус ставропигии, то меня, его правящего
архиерея, никто об этом не запрашивал, и я своего согласия на это не
давал.
а) Может быть, не следует мне налагать запрещение на о. В. Мелехова за самочинное именование своего прихода ставропигией?
~Возможно, существует какой-то засекреченный протокол заседаний Синода – детали которого никому не известны – который дает ему право на это... будь это право и незаконное.
б) Может быть, не следует мне налагать запрещение на о. В. Мелехова и за то, что он прекратил поминать своего правящего епископа?
По
правилу 13-му Собора Константинопольского Двукратного: «Аще который
пресвитер или диакон... дерзнет отступити от общения со своим епископом,
и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по
церковному преданию: таковой да подвергнется извержению».
~Возможно, существует какой-то засекреченный протокол заседаний Синода – детали которого никому не известны – который дает ему право на это... будь это право и незаконное.
Казалось бы, что Вы меня должны были бы хотя бы уведомить о таком решении Синода, не будь это решение засекреченным... не так ли??
в) «Увещание» Архиепископа Тихона Иерею Сергию Мясоедову от 12/25 февраля 2016 г. (всего лишь две недели тому назад) подписано: «Председатель Архиерейского Синода». А о. В. Мелехов за богослужениями поминает его как “Первоиерарха”. Может быть, не следует мне напоминать о. В. Мелехову о том, что «Все священнодействия пресвитера совершаются им по полномочию Епископа» (55-е Правило Св. Апостолов)?
~Возможно, существует какой засекреченный
протокол заседаний Синода – детали которого никому не известны –
который дает ему право на это... будь оно и неизвестно никому другому.
г) Может
быть, не следует мне налагать запрещение на о. В. Мелехова за то, что
он отделился от меня и перешел под омофор Архиепископа Тихона без моего
Канонического Отпуска, без канонического нарушения или ереси с моей стороны??
~Возможно, существует какой-то засекреченный протокол
заседаний Синода – детали которого никому не известны – который
освобождает его от этого обязательства.
Теперь становится понятным, почему Вы прекратили публиковать Протоколы. Вы
уже не способны делать соборные совещания, обсуждать вопросы,
выслушивать того, кто ожидает Вашего архипастырьского понимания и
мудрого решения, и принимать Постановления, если не будете тайно
сговариваться.
В заключение – с глубокой скорбью – скажу одно: В тот день, в который Вы объявили верующим чадам РИПЦ Ваше решение не публиковать протоколы Синода, вы утратили соборность Церкви Христовой и
уже более не являетесь легитимным Синодом. Я не говорю о всей РИПЦ как о
Церкви. У Вас много верных священнослужителей, монашествующих и
благочестивых Истинно-Православных Христиан. Я говорю здесь о вашем
Синоде...
Вы
не имеете никаких прав увольнять или запрещать меня. – «Врачу, исцелися
сам»! – И мы имеем право автономно создавать свою администрацию, на
которую мы, кстати, всегда имели право – с Вашего ли, или без Вашего
благо-изволения. Вы фактически не имеете права держать нас под своим
кулаком.
Разрешите
повторить Вам Ваши же слова: (№6 на 2-й странице): «мы не хотим
навязывать Вам свою волю, мы не хотим подчинить зарубежные приходы
Церкви в России...». Вы сами получили свои хиротонии от Зарубежной
Церкви, а сейчас, обратившись, угрожаете мне увольнением своими
требованиями подчинения. Мы теперь равные Сестры-Церкви, с равными
правами.
Вы
все эти годы имели свои встречи с представителями других Церквей и сами
решали, с кем Вы хотите быть в евхаристическом сослужении, а с кем нет.
А сейчас мы, в полном соответствии с Указом Патриарха Тихона № 362 и
нашим Положением о Русской Зарубежной Церкви, возвращаемся на
Автономное, Зарубежное свободное существование – и у нас нет никакой
причины поминать Председателя Вашего Синода. Синод Ваш – он не наш и не
над нами! Мы временно входили в состав Вашего Синода. Но поведение
Вашего Синода привело эту временность к концу.
Я
часто напоминаю своим Пасомым, что никакая ложь или лукавство
недопустимы. Ни при каких обстоятельствах, ни при каких угрозах – даже в
мелочной форме недопустимы, особенно в делах Непорочной Церкви
Христовой. Если отсутствует честность – отсутствует благодать Божия! А
до меня с разных
концов России долетают слезы Ваших священников и Пасомых, что Синод погряз во лжи.
Мой добрый учитель Владыка Аверкий писал: «Необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь» («Истинное Православие и его враги в современном мире»).
И я искренно советую Вам прислушаться к этим мудрым словам. Желаю Вам успеха – исправиться в этом с Божией помощью.
С
таким же искренним уважением, испрашивая прощения перед Великим Постом
за невольные огорчения с моей стороны, Ваш собрат во Христе,
Трентонский и 26 фев./10 марта 2016
Северо-Американский Свят. Порфирiя Газскаго
|
|
No comments:
Post a Comment
Guest comments MAYBE can be made by email.
joannahigginbotham@runbox.com
Anonymous comments will not be published. Daniel will not see unpublished comments. If you have a message for him, you need to contact him directly.
oregdan@hotmail.com